Николай Иващенко – как «покатушки» по Турции пришли на смену фототурам и тревел-фотографии
Николай Иващенко — известный персонаж в тревел-сообществе Украины. В этой беспокойной тусовке за много лет он успел выступить в самых разных амплуа. Единственное, что не менялось – любое начинание в его жизни связано с путешествиями. Звучит немножко пафосно, но Николай Иващенко сделал открытие окружающего мира (как для себя, так и для окружающих) делом всей своей жизни.
Расскажи немого о себе – для начала разговора…
— Когда-то учился на биофаке. И даже получил диплом по специальности «зоология позвоночных». Как часто случается, по дипломной специальности поработал недолго. Еще в студенческие годы в моей жизни тон задали две страсти – фотография и туризм. Попробовал себя в водном, горном, пешем туризме. В лыжные походы перестал ходить последние лет пять. А так больше двадцати лет отходил.
Теперь о фотографии. Все, как у многих представителей моего поколения. В школе попала в руки «Смена 8М». Начал колотить растворы в банках, проявлять пленки, печатать фотографии при красном фонаре. Но специально никогда не учился фото.
Что касается этой стороны моей жизни, то счастливый билет вытянул вместе с предложением съемок для рубрики «Моя страна» в журнале «Лиза». Многие фотографы в то время считали идею коммерчески непривлекательной. А мне понравилось. Ценность работы для меня состояла в том, что рубрика была краеведческая. И еженедельная.
Где хочешь, как хочешь, а четыре выпуска в месяц обеспечь. Пусть это будет архитектура, природа, этнофестиваль, народный праздник. Длилась эта история лет этак 15-16. За это время прошерстил Украину, что называется, от и до. До сих пор вспоминаю ту работу с огромным удовольствием. В результате более чем 500 съемок сформировал большую фототеку по Украине. (Ниже привожу несколько фото из той эпохи. Ред.)
Что входило в фототеку?
— Как сказал выше — все что есть интересного в Украине. Природа, архитектура, праздники. Фототека, кстати, неплохо кормила долгое время. Ну, а потом – все как у всех. Эпоха печатных СМИ закончилась. Пришел интернет и люди перестали покупать журналы. Стали все листать ленты в смартфонах.
Спасение «перегруженного ковчега» или история о спасении тысячи рептилий во время войны в Украине
И что, накопленный массив изображений уже не востребован?
— Практически нет. Использую разве что в своих личных целях. Год назад обращались «Марки Украины», купили ничтожное число фото. Вот и все. Сам знаешь, продажа изображений ушла в фотостоки. Цена фотографии за разовое использование — 10 центов. Создание узкоспециализированных фото стало бессмысленным. При редком спросе ты ничего не зарабатываешь.
То есть Николай Иващенко начал искать новые источники существования?
— Да. В свое время пара лет стали настоящим кризисом. Трудно смириться с тем, что устоявшийся мир на глазах рушится. Ведь все было хорошо и стабильно столько лет…
И что стало следующим этапом в твоей жизни?
— Организация и проведение фототуров. Это же общеизвестный прием. Нужно определить все свои сильные стороны, оценить наработки и положить их в фундамент нового дела. В моем случае — я и члены моей семьи увлекались путешествиями и туризмом. Есть опыт краеведческой фотосъемки. Вот Николай Иващенко и двинулся в этом направлении.
Первый фототур вспоминаю с ужасом и улыбкой одновременно. Провел его зимой (так и назывался экстрим-тур) с ночевкой на Поп-Иване (вершина в хребте Черногора в Карпатах высотой 2020,5 м).
Собрали нескольких наивных клиентов и потащили их зимой ночевать в горах. Больше так не поступаю. Во-первых, слишком тяжело и рискованно для неподготовленных. Во-вторых, экономически невыгодно. Но тогда хотелось людей чем-то удивить. И они таки удивились (смеется). От того путешествия у них остались хоть и спорные, но незабываемые впечатления.
Со стороны мне казалось, что фототуры являются вполне успешным бизнесом…
— Да, фототуры достаточно долго оправдывали себя. Но в последнее время может я просто стареть начал. Или стал ленивый и капризный. Вот уже пару лет как стал отходить от проведения фототуров.
С фотографами сложно работать. Все они –люди творческие, у каждого свои тараканы. Группа творческих людей –это тяжело. Один от чего-то определенного прется. А второй в это время сидит, дуется: «Николай Иващенко, чего меня сюда привез? Мне это и нафиг не нужно…» И попробуй всем угоди. Этому нужен портрет, этому стрит, а этому пейзаж без людей. И ты разрываешься между ними. У каждого своя техника и технология съемки.
Бывало, что приезжаем на точку, а на ней места мало. Они там чуть штативами не дерутся, кто займет лучшее место. Постоянный ор друг на друга: «Уйди с кадра!». Кроме того, фотографы в подавляющем случае люди небогатые. И даже за самый эксклюзивный сервис достойных денег не готовы были платить.
Был у меня один запомнившийся клиент. Увлекался 3D-панорамами. И на каждой точке вопил на коллег: «Все нафиг, я делаю панораму!». И все, вместо того чтобы снимать, залегали за камни и прятались по кустам.
Так вот почему в твоей работе заметна эволюция в сторону прогулочного наполнения поездок. Как ты это называешь – покатушки-полетушки.
— Честно скажу, подустал я уже от этих «митців». В этом плане у меня сейчас совершенно вменяемые люди. По большей части они довольны маршрутами, не истерят, и не дерутся штативами. В конце концов, адекватно платят за мой труд.
Кроме фототуров, я когда-то устраивал и более спортивные походы. По Ликийской тропе, по Непалу. Удовольствие для себя от них огромное, но дохода – почти никакого.
В конце концов «покатушки-полетушки» оказались приятным и удобным форматом как для организаторов, так и для людей любой физической подготовки.
Но вот что хочу сказать. Опыт, накопленный в ходе фототуров не пропал. Более того — очень выручает. Так, я привожу людей на достопримечательность не когда там бог на душу положит. А при хорошем свете, в режимное время. Сам понимаешь, то же самое место гораздо больше цепляет, если туда попасть в правильный момент. Эмоции включатся гораздо сильнее. Опять же, так проще развести свою группу с потоком массовых туристов, избежать толпы. Ведь массовые экскурсии из отелей уже торопятся на ужин, а режимное время, золотые часы, только-только начинается.
Считаю, что это преимущество по сравнению с конкурентами.
Варианты путешествий, которые устраивает Николай Иващенко, можно просмотреть по ссылке
Кстати, твоему нынешнему клиенту есть резон брать камеру в путешествие?
— Все меньше и меньше. В одном из последних наших туров по Днестру, камера была у одного человека из двенадцати участников! Уточню специально, что это был именно классический фототур. Со съемкой на видовых точках и прочими составляющими.
Более того. Открою тебе страшную тайну – у меня нет фотокамеры. Я ее продал. Все, что люди видят у меня в Сети – это снято на смартфон.
А что так?
— Не то что я хотел от камеры избавиться принципиально. С одной стороны, она была хорошо «подуставшая». Тонула, ремонтировалась не раз и т.д. Подглючивать начала. Работа с ней уже не доставляла удовольствия. А в приобретении новой я пока не слишком мотивирован. Та, что соответствует моим запросам, совсем недешева.
С другой стороны, по ходу проведения тура у меня слишком много текущей работы: чтобы люди не были голодные, не потерялись, и т.д. На съемку и времени не остается. Так что телефон больше подходит. Вытащил, щелкнул и продолжаешь заниматься людьми.
Да и вообще – классическая в нашем с тобой понимании «путешественная» фотосъемка становится уделом фанатиков в хорошем смысле слова. Такие люди есть, но их мало. Среди них есть свои гении. Но гениальность их не кормит. На свою страсть они зарабатывают другими способами. И дело не только в деньгах. Это огромная работа. Ты тягаешь на себе рюкзаки, штативы. Все это железо расставляешь, ждешь света, потом обрабатываешь привезенный материал.
Лесной ибис – чудо в перьях из Биреджика
Фотоконкурс «Путешественник-фотограф года-2021» приглашает участников
А кто едет в твои туры? Охарактеризуй своего клиента…
— Возрастной диапазон – 35-65. Наверное, это подвязано к моему собственному возрасту. Когда едет дочка, то могут ее одногодки присоединиться. Но это исключение.
Больше едет женщин. Посмотри на фото с озера Туз. Оно показательное
Кстати, обратил внимание, что женщины стали больше путешествовать в последние годы. Мало пар, и больше одиночек. Это момент легко объясним. Для них подобное путешествие дает общение. Все эти карантины-локдауны очетливо показали — людям не хватает живого общения. И вот все эти вечерние посиделки, пока ужин готовиться, как раз дают это недостающее общение.
Группы возим маленькие. Сопровождающие (мы с супругой) и десяток участников. Это уже не толпа, это -компания. Очень часто участники продолжают общаться после путешествия.
Наконец — важно фильтровать компанию. Поэтому не пользуюсь платной рекламой. Знаю уже свою аудиторию и рассылаю приглашение лично. Такой подход дает гарантию, что человек впишется в будущую группу.
А новых клиентов как находишь?
— По большей части — через друзей. Ведь друзья-друзей – чаще всего люди подобные друг другу.
Скажи несколько слов о своих походах выходного дня. Они уже достаточно известны у киевлян.
— Вообще-то это идея жены. За нее я супруге благодарен, развиваю и поддерживаю эту затею.
Можешь называть это общественной деятельностью. Походы выходного дня (ПВД) устраиваем ради своего удовольствия и здоровья. Принципиально бесплатно. Приглашаем тех, кому они интересны. А поскольку мероприятие бесплатное, не чувствуем себя на работе. Имеем законное право никому не угождать, не позволять никому выносить мозг претензиями или недовольством. Отстаешь, не выдерживаешь темп – до свидания, сходи с дистанции. Кто хочет – тот сможет.
Сделаю маленькое отклонение от основной темы нашей беседы. Знаешь, после тридцати километров, пройденных пешком по выходным, я уверенно иду сдавать любой тест на коронавирус. Потому что уверен – эта хворь меня не возьмет.
А привлечение людей в заграничные поездки через ПВД – малоэффективное дело. (Несколько фото из ПВД — ниже. Ред.)
Насколько сложнее стало путешествовать в эпоху коронавируса?
— Конечно, в чем-то стало сложнее. Когда везешь группу, одни тесты отъедают массу времени и нервов. Но в любой фигне можно найти плюсы.
И за последний год дела у нас идут неплохо.
Шанлыурфа – что посмотреть, где поесть и остановиться
Споттеры — они же «авиасурикаты», они же — любители подзаборинга
Почему?
— Потому что без нас (или таких как мы) людям еще сложнее путешествовать. Все эти анкеты, покупка билетов с последующими переносами рейсов, тесты, постоянно меняющиеся правила игры.
Недавно вез в Турцию группу, которая должна была лететь еще год назад. Хотя поездка отложилась, почти все согласились ждать. То есть пришлось переносить все билеты на год. А там вечно какие-то нескладухи. Кому-то багаж отменили в тарифе или еще что-то. То рейс отменят, а потом на письма авиакомпания не отвечает. Общаешься сейчас в основном с сайтом авиакомпании, а не с живыми людьми. И такая лихорадка постоянно.
Кстати, о Турции… Как твои партнеры проявили себя в новых условиях?
— Там бизнес тоже здорово лихорадит. Но мои непосредственные партнеры – прокатные машины, питание, размещение, экскурсии, заслуживают только похвалы и благодарности. В Украине так, увы, не работают.
Было дело, мы оказались в Стамбуле когда объявили самый жесткий локдаун. Туркам был вообще комендантский час. Но все решалось с полоборота. Только попроси. И по либеральным ценам. То есть проблемы были, но они быстро решались.
Да, были ситуации, когда пришлось кормить группу донерами день-другой. Или, рыбный ресторан, где собирались ужинать, оказывался закрыт. Но нам все упаковывали, выносили на причаленную к берегу лодку. И там мы могли спокойно поесть.
Как люди в группе относились к таким ситуациям?
— С пониманием. Мы возили группы в Турцию даже в самые корнавирусные времена. По ходу поездки узнавали, что там по маршруту вводят тесты, а сям – комендантский час. Меня, как человека, выросшего в Советском Союзе, словосочетание «комендантский час» если не пугало, то настораживало. И мои подопечные тоже втихаря нервничали. Но когда видели, как все вопросы решаются – расслаблялись.
Но были и несомненные плюсы такой ситуации. Мы гуляли по суперпопулярным локациям практически в одиночестве. И опять же – из-за отсутствия туристов были очень приятные цены. И все шли навстречу.
Какие направления ты видишь для себя перспективными в ближайшем будущем?
— Пока делаю ставку на Турцию и Украину. Ничего не планирую. Во-первых, летом не очень жалую жаркие страны. Во-вторых, слишком неопределенные правила игры. С удовольствием поработал бы по Норвегии, Грузии. Сейчас вот есть все шансы осуществить долго откладывавшийся тур в Исландию. Так что пока буду отрабатывать классику – востребованные регионы Турции, а по Украине – остров Джарылгач. Сначала был в планах еще и Днестр. Но отменил. Если честно, вылезли все «прелести» внутреннего туризма по-украински. Прошлым летом, когда кроме нас почти никто не решался привозить людей, и места были в гостиницах, и цены нормальные. В этом году ничего не забронируешь, а цены во многих местах задрали на 60%.
Блиц-путеводитель по Турции — как его видит Николай Иващенко
Завершающий вопрос довольно обширный. Давай составим блиц-путеводитель по Турции от Николая Иващенко. Назови по одной достопримечательности из разных областей. Тех, которые по твоему мнению, лучше всего передают дух Анатолии. Начнем с архитектуры…
— Предлагаю ограничиться историческими сооружениями. Иначе перечень на пару страниц выйдет: храм Аполлона в Дидиме, Милет, комплекс на горе Немрут, монастырь в Сумеле.
Природный объект или ландшафт?
— Ландшафт: здесь Каппадокия вне конкуренции. Природные объекты (из более доступных) — Черепаший пляж в Дальяне, бухта Бабочек возле Олюдениза. Из менее раскрученных — Парадайз бич на Ликийской тропе, Водопады Капузбаши, высокогорное озеро Дениз под пиком Качкар.
Любимый музей…
— Археологический музей в Стамбуле
Поговорим о блюдах, винах, напитках… Что Николай Иващенко любит в турецкой кухне?
— Пидэ, адана кебаб, сибас запечённый в печи на сковородке, айран, кефте на мангале. Увы, по местному алкоголю – я не эксперт.